Перед предпринимателем, желающим надлежащим образом оформить свои взаимоотношения с потенциальными клиентами, налоговыми органами, государством - возникает вопрос выбора оптимальной для данного бизнеса формы регистрации. Двумя самыми популярными формами были и остаются ООО и ИП.
У каждой есть свои сторонники и противники, выбор в каждом случае предприниматель делает на свое усмотрение. Рассмотрим ключевые положительные и отрицательные стороны каждой из форм регистрации.
Самые «лакомые» плюсы ИП
- Регистрация простая: достаточно подать копию паспорта, нотариально заверенное заявление и квитанцию об оплате госпошлины в регистрирующий орган по месту жительства. Положительный ответ и подтверждающие документы будут выданы через 5 дней.
- Выбирая ИП, предприниматель пользуется многочисленными льготами по налогообложению. Это особенно важно на начальных этапах ведения бизнеса, когда прибыль, получаемая с оборота, сразу же обратно запускается в развитие дела, что при упрощенной системе налогообложения позволяет развивать бизнес с нуля ускоренными темпами.
- ИП не обязан вести бухучет. Вся финансовая деятельность предприятия отражается в Книге доходов и расходов.
- Чтобы стать ИП достаточно потратить всего 400 р. столько стоит госпошлина при регистрации. Помощь юриста на данном этапе требуется достаточно редко.
- Вся прибыль, которую ИП удастся получить, может быть использована предпринимателем сразу же и именно так, как он сам сочтет нужным.
- Закрыть ИП также просто, как и открыть.
Казалось бы: все так хорошо, почему бы всем не оформлять свой бизнес как ИП? Потому что есть определенные минусы ИП:
- По всем своим обязательствам ИП отвечает всеми ему лично принадлежащим имуществом. Если бизнес будет нести убытки, недостающие средства в кассу предприятия ИП будет вносить из своего кармана.
- ИП не может заниматься продажей/перепродажей алкоголя. Этот вид деятельности в нашей стране лицензируется, а получить такую лицензию может только юридическое лицо.
- ИП, в отличие от ООО, при уплате налога на доходы не может принять в зачет убытки, понесенные в более ранних налоговых периодах. В расчет принимаются финансовые операции и их итоги только за текущий налоговый период.
- ИП платить в Пенсионный Фонд фиксированные взносы, даже если фактически деятельность не осуществляется. Обязанность по вынесению таких взносов заканчивается только после закрытия ИП.
- Расширение предприятия, наем управляющих и директоров влечет обязанность получения на них соответствующих нотариально заверенных доверенностей.
- ИП не имеет возможности привлекать инвестиции, так как ввести в состав учредителей инвестора может только юридическое лицо.
- Нельзя продать бизнес в том виде, в каком он есть, так как все взаимоотношения с налоговыми органами и банками ведутся только от имени предпринимателя, зарегистрировавшего ИП. Продать можно только имущество.
Закономерно перечислить плюсы ООО, по сравнению с ИП
- Учредитель ООО не отвечает по долгам предприятия своим личным имуществом, а только теми деньгами, которые он внес в уставной капитал.
- Долю в ООО любого из участников можно продать. Обычно на это не требуется согласия остальных учредителей.
- ООО можно продать или купить целиком. Сделка заключается на основании договора, заверяемого нотариально.
- Убытки предыдущих налоговых периодов могут быть зачтены в текущем налоговом периоде в виде уменьшения суммы налога на прибыль.
- Сумма платежей в Пенсионный фонд прямо зависит от размера получаемой ООО прибыли, а если прибыли нет, то и платежи равны нулю.
- Директор ООО представляет интересы компании, для этого не нужно всем учредителям оформлять на его имя нотариально заверенные доверенности.
При всех этих преимуществах, есть достаточно серьезные недостатки. Минусы ООО заключаются в следующем:
- Зарегистрировать ООО без помощи юриста крайне затруднительно, поскольку перечень необходимых документов очень длинный: заявление, решение о создании ООО, подлинники или нотариально заверенные копии учредительных документов юрлица, квитанция об оплате госпошлины.
- Минимальный размер уставного капитала равен не менее 100 МРОТ.
- Для каждого ООО обязательно наличие банковского счета и собственной зарегистрированной печати.
- Прибыль поступает в распоряжение учредителей не чаще, чем раз в квартал.
- Ведение бухучета и отчетности обязательно, как и обязателен в штате бухгалтер.
- Размер штрафов за одни и те же нарушения для ООО в разы больше, чем для ИП.
- Для создания филиала или представительства каждый раз потребуется менять учредительные документы и ставить новое подразделение на налоговый учет.
- Ликвидировать ООО не просто, процедура длительная по времени и налагает много обязанностей на каждого учредителя.
Очевидно, что ООО имеет смысл учреждать тогда, когда в планы развития предприятия входит увеличение масштабов производства, объемов продаж, числа предоставляемых услуг и т.д. Сделать это без привлечения инвестиционного капитала крайне сложно, вот почему практически все крупные компании являются сегодня ООО.